Когда тебя зовут жюрить поэтическую премию — это всегда лестно. Когда эта премия ого-го, это лестно втройне и вчетверне! Так что вписалась в движ я с полпинка и совершенно не пожалела, а вовсе наоборот.
Честно говоря, до 2025-го года я не была знакома с поэзией Евгения Мякишева — мастера эпатажа и одновременно тонкого лирика. Знакомство оказалось настолько любопытным, что выплеснулось даже в переписки с учениками, которые под моим началом штудируют школьный (а иногда и не только) курс литературы. Но я постаралась отобрать наиболее педагогичные.
Шорт мне показался крайне достойным, я опять же носилась с ним, но уже по друзьям-приятелям, и долго не могла выбрать «того самого» (или, может, «ту самую» — это я узнаю только 13-го апреля, конкурс же анонимный). В коротком листе нашлось время и разбитному алкоюмору, и элегическим затеям, и классическим, и экспериментальным формам. Считаю, что это — признак не эклектики, но качества.
Проголосовала в итоге вот за это стихотворение, №451 (как градусов по Фаренгейту). Потому что оно показалось мне золотым по соотношению хулиганья и грусти-печали. А это более чем соответствует персоне, памяти которой премия посвящена.
И. К.
Пусть нечёсан и в грязи я,
вечно пьяный, а тебя,
милый мой, шизофазия
точит, заживо губя.
Тай как свечка, зла не помни,
смейся, прячься под скамьёй;
скачет смерть твоя на пони,
а моя скользит змеёй.
Мы почти уже не светим,
словно стёклышки в пыли.
Страшно думать, что за этим
мы мужали и росли.
В детстве было мало толка,
много глупости вокруг,
было больно, грустно, только
страшно не было, мой друг.
Позже жизнь уже в поклоне
нам дарила всё подряд,
и звезда на небосклоне
свет струила нам в ладони.
А теперь змея и пони
в нашу сторону глядят.
Ну а серебро – по моему скромному мнению – заслужило стихотворение №302 (здесь уже обошлось без нумерологической символики). Называется «Невесомое». По принципу «сказал ‘а’ – говори ‘б’» его приведу полностью тоже:
Невесомое
1.
Ночь невесома и ветра тихи,
За небом журавлиным прячут лица.
Застывший ангел уронил стихи
На землю, превратившуюся в листья;
На дымные мосты снегов немых –
От белых звёзд, измученных ненастьем
До отражений птичьих рек и в них
Вода легка по самые запястья.
2.
Дыханием застывших берегов,
Травою, обернувшейся на север,
Вдоль тихих лиц заснеженных ветров
Молчат твои пустынные деревья.
В бесцветной немоте шершавых век
Плывёшь сквозь тучи в матовое время,
Стирая воздух линиями рек,
Ладонями зимы сгущая небо.
Сквозь тесноту покрытых льдом ключиц
В плечо туману тычешься ночному
И привыкаешь слышать мёртвых птиц
И в темноту глядишься невесомо.
3.
Остались щебетать в затылке птицы,
Просел оцепеневший силуэт.
Распавшись на озимые частицы,
Он наблюдал, как сотни лет
Качался млечный всадник лебединый,
Горели вдаль запутанным огнем
Подветренные рыбы и из тины
Вплывали в преломлённый дом,
Стекающий по тоненькому стеблю
В пустые ракушки, блестящие в воде
Тугим пучком врастая в землю
И трепетали в темноте.
Он бормотал на воду, чиркал камни,
Плутал под стягом дождевой хвои,
Кипел и превращался в легкий магний,
Похожий на объятия твои.
Камерный соцопрос показал, что это стихотворение многим реципиентам непонятно, кого-то даже пугает, но, по-моему, когда пишешь о чём-то доисторически-замирном, иначе и не получится. Что до меня, я была поражена в самое сердце умением анонимного поэта (или поэтессы?) ткать красоту из ничего. Ну, то есть – из самых обыкновенных слов, минуя отсылки, окказионализмы и прочие выверты, рождающиеся «от ума». Стихотворение хочется читать и перечитывать, не столько осмысливая, сколько – чувствуя. В наш безумный век, когда мозг среднестатистического горожанина – увы! – нон-стопом перемалывает мириады задач, это бесценно.
Всех благ организаторам и участникам премии. Если понадоблюсь, зовите ещё!